Когда человек рождается, его тело почти ничего не умеет. Вспомните, как хаотично двигается новорожденный. Со временем мы начинаем впитывать информацию: учимся ползать, ходить, держать ложку. Постепенно навыков становится достаточно для самостоятельности, и процесс развития останавливается. Мы забываем, что движение — это тоже навык, и, если перестать его развивать, начнется обратный процесс — деградация. Дело в том, что человек, используя привычные паттерны движения, перестает поддерживать нейронные связи, отвечающие за эти функции. Невозможно накачать мышцы впрок на всю жизнь или сесть на шпагат в зрелом возрасте только потому, что умел в детстве. Мозг забывает, как это делать, отодвигая умение на задний план.
В середине прошлого века Моше Фельденкрайз разработал метод, который помогает развивать возможности тела через осознавание себя в процессе движения. Физик и инженер по образованию, он глубоко изучал биомеханику движения человеческого тела и помогал раскрыть потенциал людям с совершенно разными потребностями. Я обучалась у Анат Баниэль, ученицы и коллеги Фельденкрайза, которая, основываясь на его принципах, развивает и углубляет понимание метода. На практических занятиях мы как бы заново знакомимся со своим телом, полностью сосредотачиваясь на своих ощущениях во время выполнения определенных упражнений. Каждый двигается в своем темпе, исследуя, наблюдая за тем, что с ним происходит сейчас.
В отличие от других телесных практик (даже в йоге ожидается, что ученик со временем достигнет в исполнении асан совершенства), метод Фельденкрайза не ставит перед человеком конечных целей.
Бывают случаи, когда во время занятия я вижу, что человек неудобно сидит, спина устает. Я предлагаю сменить положение или взять подушку, на что слышу: «Нет-нет, мне и так нормально». Мы настолько привыкли к дискомфорту в теле, что стали считать его нормой. Моя цель как педагога не давить, а мягко направить, показать, как может быть по‑другому, а дальше каждый в своем темпе приходит к тому, чтобы слышать свои телесные проявления.
Один из принципов метода Фельденкрайза — принцип вариативности. Человек выполняет привычное действие разными способами. Это похоже на то, как дети учат буквы: пишут их на бумаге, складывают из камней или веток. Мозг лучше запоминает, когда у нас есть максимум вариантов, чтобы донести информацию. Что дают нам новые нейронные связи? Легкость, подвижность, энергию — мы лучше концентрируемся, быстрее реагируем, уходит тревога. Движения тела становятся более качественными и осознанными, от чего меняется отношение к своему телу.
И мы больше не хотим терпеть физический дискомфорт, в котором могли жить много лет.
И тут тоже самое. Чем подвижнее станет грудная клетка, станет понятно, как переносить вес, рука перестанет задерживаться.