Блог
Движение - это возможность улучшить качество функционирования мозга
© Анат Баниэль
Ганна Лякина
АБМ практик
Движение - мое прибежище в этой жизни. Это и то, что можно копать и разбирать бесконечно. Это то, во что уходишь с головой, а потом с любопытством и восхищением исследуешь безграничный мир своих возможностей.

Статья
Почему мы занимаемся на полу?
Почему во время практики Анат Баниэль мы чаще всего ложимся на пол? Есть уроки стоя, но их не много. Когда уже надо уточнить нюансы. Но чаще мы будем работать лёжа на полу, сидя, на четвереньках, мы можем вставать с пола, со стула, но вот стоя заниматься будем не часто.
Думая, как бы улучшить качество движения или какой-то координации, мы всегда думаем о том, как улучшить скелетную осознанность. Это значит уточнить координации частей скелета друг относительно друга. И тогда мозг без участия массажистов оптимизирует тонус и находит оптимальные векторы движения.
Хорошая осанка зависит от возможности полагаться на глубокие мышцы, их ещё называют тонические или антигравитационные, они управляются древними структурами мозга, помогают нам быть вертикальными. А фазические мышцы должны оставаться свободными для действия.
Но у нас внутри всё не так просто. Нет отдельных мышц, они все вместе переплетены, не только физически, но и в двигательных паттернах. И важно, чтобы мышцы, которые отвечают за движение, не выполняли функции удержания тела в вертикальном положении, это не их функция. Тогда они могут участвовать в движении и двигаться будет легко.


Ганна Лякина
АБМ практик
Когда человек ложиться на пол, то он позволяет тоническим мышцам прекратить свою работу. Им больше не надо удерживать тело от падения. Хотя некоторые люди ложась на пол, продолжают стоять. И с этим тоже можно разобраться на полу. Но позволив прекратить работу тонических мышц, мы можем позволить себе исследование, которое нельзя позволить стоя, когда работают тонические мышцы. Потому что у нас нет необходимости держать себя вертикально и паттерны, которые включают работу тонических мышц, как необходимую, если мы стоим, могут отдохнуть, в их работе нет сильной надобности, нет опасности упасть. И тогда есть шанс что-то переорганизовать.
Улучшая скелетную осознанность мы открываем для себя заново, то, что скрыто. Возможности, которые не использованы нами, потому, что у нас уже есть какой-то выбор, у нас уже есть какие-то паттерны, мы уже выбрали для себя как-то раз и применяем. Но мы можем распутать эти паттерны, у нас есть возможно взять это, исследовать и перевыбрать. На полу.
На полу мы создаём двигательную ситуацию, чтобы при достаточном качестве внимания, пережить другой опыт, который будет отличаться от наших динамических стереотипов, наших паттернов. И мозг сможет использовать этот опыт. И если будет достаточно условий для интеграции и если этот опыт более легок и приятен, чем предыдущий, то высоки шансы, что это будет использовано и войдёт в наш репертуар.
Почему сразу после урока вы встаёте и вам так легко? Потому что у вас улучшилась скелетная осознанность. А мозг скоординировал в пространстве, относительно опоры то, как должны работать ваши кости и мышцы. Обычно очень хочется, чтобы это ощущение осталось с нами навсегда. Остановись мгновенье), ты прекрасно. Но это может уходить, а после следующего урока приходить снова и снова. И однажды останется с нами надолго. Это знаете, как найти новое в себе. Вы нащупываете его, иногда оно вот совсем рядом, вы находите себя другого, но это может ускользать. НО, важный момент. Вы уже знаете, как это может быть. Вы будете находить это снова и снова.

Статья
Статья опубликованная в журнале Seasons

Когда человек рождается, его тело почти ничего не умеет. Вспомните, как хаотично двигается новорожденный. Со временем мы начинаем впитывать информацию: учимся ползать, ходить, держать ложку. Постепенно навыков становится достаточно для самостоятельности, и процесс развития останавливается. Мы забываем, что движение — это тоже навык, и, если перестать его развивать, начнется обратный процесс — деградация. Дело в том, что человек, используя привычные паттерны движения, перестает поддерживать нейронные связи, отвечающие за эти функции. Невозможно накачать мышцы впрок на всю жизнь или сесть на шпагат в зрелом возрасте только потому, что умел в детстве. Мозг забывает, как это делать, отодвигая умение на задний план.


В середине прошлого века Моше Фельденкрайз разработал метод, который помогает развивать возможности тела через осознавание себя в процессе движения. Физик и инженер по образованию, он глубоко изучал биомеханику движения человеческого тела и помогал раскрыть потенциал людям с совершенно разными потребностями. Я обучалась у Анат Баниэль, ученицы и коллеги Фельденкрайза, которая, основываясь на его принципах, развивает и углубляет понимание метода. На практических занятиях мы как бы заново знакомимся со своим телом, полностью сосредотачиваясь на своих ощущениях во время выполнения определенных упражнений. Каждый двигается в своем темпе, исследуя, наблюдая за тем, что с ним происходит сейчас.




Ганна Лякина
АБМ практик

В отличие от других телесных практик (даже в йоге ожидается, что ученик со временем достигнет в исполнении асан совершенства), метод Фельденкрайза не ставит перед человеком конечных целей.

Бывают случаи, когда во время занятия я вижу, что человек неудобно сидит, спина устает. Я предлагаю сменить положение или взять подушку, на что слышу: «‎Нет-нет, мне и так нормально». Мы настолько привыкли к дискомфорту в теле, что стали считать его нормой. Моя цель как педагога не давить, а мягко направить, показать, как может быть по‑другому, а дальше каждый в своем темпе приходит к тому, чтобы слышать свои телесные проявления.


Один из принципов метода Фельденкрайза — принцип вариативности. Человек выполняет привычное действие разными способами. Это похоже на то, как дети учат буквы: пишут их на бумаге, складывают из камней или веток. Мозг лучше запоминает, когда у нас есть максимум вариантов, чтобы донести информацию. Что дают нам новые нейронные связи? Легкость, подвижность, энергию — мы лучше концентрируемся, быстрее реагируем, уходит тревога. Движения тела становятся более качественными и осознанными, от чего меняется отношение к своему телу.

И мы больше не хотим терпеть физический дискомфорт, в котором могли жить много лет.

Осторожно: рука под грудной клеткой

Иногда малыш переворачивается на живот, и ручка застревает под грудью или под всем телом. И кто-то рядом говорит: «Ой, надо скорее вынуть руку.» Или «он не может вынуть руку», «надо помочь ему вынуть руку». Или грустное: «Никак не научится он у нас ручки из под себя вынимать.» Ещё говорят, что руки вынуть и подложить валик, пусть лежит на валике, тренируется.

А я обычно объясняю, что это не плохо, что застряла рука. Прям вот хорошо, что застряла. Тот кто нас придумал, он прям гений-мастер был.

Во-первых рука помогает ребенку исследовать перенос веса на животе. Без руки не получить столько информации. Я иногда специально подкладываю пальцы под разные части грудной клетки и смотрю, что будет, как будет двигаться, что будет двигаться. А тут малыш сам. То так положит, то чуть вынет, то иначе положит. Катается по ней. Большое дело. Хотя в случае с особыми малышами нужно помогать это исследовать.

Во-вторых он помогает своей грудной клетке стать подвижнее. А без подвижной грудной клетки дальше будет сложно. Даже здоровому, нейротипичному малышу будет сложно, если грудная клетка малоподвижная. Потому что ползем мы по большей части потому, что мозг использует позвоночник, грудная клетка подвижная, много ясности с переносом веса. А не потому что активно машем руками и ногами.

У Анат Баниэль такой урок классный есть. Когда лежишь на боку и начинаешь двигать рукой, которая ближе к полу, на которой тело лежит. (как малыш на фото лежим) И вначале это сложно. Даже просто вверх и вниз двигать по полу сложно. Потом кое-что пробуем, легче. А потом предлагают просунуть её под грудную клетку, снизу. Кажется невозможно. Там же нет пространства никакого. Но мы так пробуем эдак. И вдруг выясняется, что наша грудная клетка может быть невероятно подвижной. И чем подвижнее грудная клетка, тем больше может сделать рука.


Ганна Лякина
АБМ практик

И тут тоже самое. Чем подвижнее станет грудная клетка, станет понятно, как переносить вес, рука перестанет задерживаться.

Нас много учат, что главное сделать. И мало учат тому, как сделать легче, как решить вопрос самым эффективным способом. Как решить задачку проще. Применительно к телу это может звучать так. Как двигаться так, достигать двигательных задач так, чтобы наше тело становилось лучше, удобнее, двигалось красивее, постоянно развивая себя, а не накапливая напряжение или деградируя.

Вот про руку – это об этом. Игры с рукой под грудной клеткой для ребенка – способ научиться решать задачу легко, совершенствуя свои двигательные навыки.


О связи ягодичных мышц с работой стоп

Сегодня я проводила урок, исследовали ягодичные мышцы. Наблюдали за тем, как они работают в разных положениях, что при этом делают другие мышцы, разные части тела, наши кости), в том числе, стопы.

Для меня в своё время было удивительно узнать, что ягодичные мышцы участвуют в целом ансамбле мышц, которые помогают костям стопы функционально выстроиться, чтобы провести импульсы от поверхности.

И очень важно, чтобы сигнал, который идет от мозга к мышце был верный, чтобы она работала слаженно с остальными, ясно зная свою «работу». И это, конечно, обо всех мышцах.
А на днях прочла пост одного спортсмена. Его крайне возмущало мнение, что плоскостопие может передаваться генетически, от родителей к детям. Он настаивал, что надо просто ходить в зал и качать мышцы, не лениться. Особенно качать попу.) И плоскостопие отступит. А генетика – это оправдания слабаков.

Я все таки считаю, что многое мы получаем благодаря генетике. Особенности соединительной ткани, некоторые мышечные паттерны, просто привычки берем из семьи, общие эмоциональные истории, которые застрянут в нас на мышечном уровне. Поэтому формально плоскостопие не передается генетически. Но фактически да. Результатом всего, что мы получаем от родителей, вполне может быть и плоскостопие. И сутулость.
И здесь качать мышцы в большинстве случаев не поможет. Более того, накаченная мышца – не значит эффективная. Мышцы может выглядеть красивой, классной и не работать так, как нужно. В этом случае её нужно учить или переучивать.

Это то, чем мы отчасти занимаемся на занятиях по методу Анат Баниэль, который я преподаю он-лайн для взрослых, в группах. Исследуем, наблюдаем, как уже работает, как может работать лучше, эффективнее.


Ганна Лякина
АБМ практик